Поршни и шатуны Киа Рио
2.4. Поршни и шатуны
Поршень и шатун
1 – поршневое кольцо; 2 – поршень; 3 – поршневой палец; 4 – шатун; |
5 – шатунные вкладыши; 6 – крышка шатуна; 7 – гайка, 29–34 Н•м |
Снятие Снятие поршней с шатунами необходимо проводить на двигателе, с которого снята головка блока цилиндров и масляный поддон. Проверьте отсутствие ступеньки и нагара в верхней части каждого цилиндра.
Предупреждение
Если производить снятие поршней не убрав ступеньку в верхней части цилиндра, это может привести к повреждению поршневых колец и поршней. Используя специальный инструмент удалите ступеньку в верхней части цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
 |
1. Промаркируйте крышки шатунов и шатуны в соответствии с номером цилиндра, в котором они установлены. |
Предупреждение Отметьте шатуны и крышки шатунов так, чтобы при установке они заняли правильное положение и направление. При неправильной установке шатунов будет нарушена подача смазки в шатунные вкладыши, что приведет к их быстрому повреждению.
|
2. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни второго и третьего цилиндров установились в нижней мертвой точке и аналогичным образом промаркируйте шатуны и крышки шатунов. |
3. Отверните гайки крепления крышки шатуна и легкими ударами пластикового молотка сбейте крышку. |
4. Снимите крышку шатуна. |
Предупреждение Для защиты шеек коленчатого вала оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой трубки.
|
 |
5. Деревянным бруском или ручкой молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра. |
6. Повторите эти операции на остальных цилиндрах. |
7. Промаркируйте поршни в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены. |
 |
8. Специальными пассатижами разожмите поршневые кольца и снимите их с поршня. |
 |
9. Установите поршень вертикально и проверьте плавность перемещения шатуна. |
10. Перемещая шатун, проверьте отсутствие люфта и заеданий. |
Предупреждение Не раскачивайте шатун очень широко, так как он может войти в соприкосновение с юбкой поршня и повредить ее, что приведет к необходимости замены поршня.
|
11. Если шатун перемещается с заеданиями, проверьте отверстие для поршневого пальца в поршне и шатун на отсутствие деформации. |
 |
12. Снимите стопорные кольца с торцов поршневого пальца. |
13. Наклоните поршень и позвольте поршневому пальцу выскользнуть из поршня. При необходимости выдавите поршневой палец из поршня. |
14. Извлеките шатун из поршня. При разборке держите вместе поршень, шатун, поршневой палец и стопорные кольца поршневого пальца. |
|
Проверка поршневых колец
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки. Номинальный зазор: Двигатель A5D: 0,03–0,07 мм Двигатель A3E: 0,04–0,08 мм Предельно допустимый зазор: 0,10 мм |
2. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршень. |
3. Проверьте поршневые кольца на отсутствие повреждений, износа или поломки. |
4. При необходимости замените поршневые кольца. |
5. Измерьте зазор в замке поршневых колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя. |
 |
6. Днищем поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра. |
 |
7. Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца. |
|
Зазор в замках поршневых колец
Поршневое кольцо
|
A3E
|
A5D
|
Первое компрессионное кольцо |
0,20–0,35 мм
|
0,15–0,30 мм
|
Второе компрессионное кольцо |
0,37–0,52 мм
|
0,40–0,55 мм
|
Маслосъемное кольцо |
0,20–0,70 мм
|
0,20–0,70 мм
|
Предельно допустимый зазор |
1,0 мм
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите поршень в шатун и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом. |
Предупреждение Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки.
|
 |
2. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня. |
 |
3. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна. |
 |
4. Установите три части маслосъемного кольца на поршень: – смажьте чистым моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца; – установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх; – установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх; – установите верхнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх. |
 |
5. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне. |
6. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2-е компрессионное кольцо. |
7. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо. |
Предупреждение Метки "R" или "Y" на компрессионных кольцах должны быть направлены к верхней части поршня.
|
 |
|
8. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунках. |
9. Установите шатунный вкладыш в шатун |
 |
10. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки. |
11. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров. |
12. Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра находилась в нижней мертвой точке. |
 |
13. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. |
14. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала. |
15. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна. |
16. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigauge на шейках шатунных подшипников коленчатого вала. |
17. В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками. Момент затяжки: 29–34 Н•м |
Предупреждение При установке шатунов совместите метки, нанесенные на шатун и крышку шатуна и правильно сориентируйте шатун по отношению к блоку цилиндров, так как в противном случае будет нарушена подача смазки к шатунным вкладышам. После установки всех поршней поверните коленчатый вал в такое положение, чтобы поршни расположились между ВМТ и НМТ, затем установите головку блока цилиндров. Это исключит соударение поршней и клапанов, которое может привести к деформации клапанов и повреждению двигателя.
|
 |
18. Выверните гайки и снимите крышку шатуна. |
19. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigauge с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников. Номинальный зазор в шатунном подшипнике: 0,026–0,054 мм Предельно допустимый зазор: 0,10 мм |
20. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера. |
|
21. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна. |
22. Установите крышку шатуна и закрепите гайками. Момент затяжки: 29–34 Н•м |
|
23. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна. Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм Предельно допустимый зазор: 0,30 мм |
Предупреждение Не измеряйте зазор между крышкой шатуна и коленчатым валом.
|
24. Если боковой зазор шатуна превышает предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. |
|
|