Подсистема управления углом опережения зажигания Ниссан Альмера
Система зажигания бесконтактная батарейная транзисторная с механическим распределителем. В состав подсистемы входит датчик-распределитель зажигания марки Hitachi, включающий в себя встроенный блок зажигания и оптоэлектронный датчик положения распределительного вала и частоты вращения двигателя. Блок зажигания, в свою очередь, состоит из катушки зажигания, конденсатора и коммутатора. В жгут проводов блока зажигания встроен контрольный резистор. Распределитель зажигания приводится во вращение от распределительного вала выпускных клапанов.
Начальный угол опережения зажигания (при отключенном разъеме датчика положения дроссельной заслонки), град:
для двигателей GA14DE и GA16DE 10±2
для двигателя SR20DE 15±2
Сопротивление проводов высокого напряжения при температуре 25° С, кОм:
1-го цилиндра 11,0
2-го цилиндра 10,0
3-го цилиндра 8,0
4-го цилиндра 6,5
Контроллер постоянно получает напряжение питания через вывод «46», защищенный плавким предохранителем № 41 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке моторного отсека. При включении зажигания напряжение аккумуляторной батареи подается на вывод «44» разъема контроллера, а также на четыре форсунки и распределитель зажигания (вывод «7» 2-штырькового разъема серого цвета). При этом вывод «4» контроллера подключается к «массе». Замыкается цепь управления реле питания системы. После срабатывания этого реле напряжение питания подается на выводы «38», «47» и «109» контроллера, затем на распределитель зажигания
Рис. 2.89. Размещение агрегатов КСУД двигателей GA14DE и GA16DE в моторном отсеке: 1 — датчик давления в системе гидроусилителя руля; 2 — корпус дроссельной заслонки; 3 — измеритель массового расхода воздуха; 4 — датчик положения дроссельной заслонки; 5 — регулятор холостого хода; 6 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 7 — топливная форсунка; 8 — регулятор ускоренного холостого хода; 9 — терморегулятор повышенных оборотов холостого хода на холодном двигателе; 10 — электромагнитный клапан системы РОГ и регенерации паров топлива; 11 — клапан дифференциального давления; 12 — клапан рециркуляции отработавших газов; 13 — датчик скорости движения; 14 — регулятор давления топлива; 15 — датчик-распределитель зажигания; 16 — датчик давления хладагента компрессора; 17 — датчик положения рычага переключения передач; 18 — датчик содержания кислорода в отработавших газах; 19 — реле включения электровентилятора системы охлаждения (1-я скорость при автоматической коробке передач); 20 — место для установки реле включения электровентилятора системы охлаждения (2-я скорость только при автоматической коробке передач); 21 — реле включения кондиционера
|
(вывод «5» 6-штырькового разъема серого цвета), на измеритель массового расхода воздуха (вывод «3») через плавкий предохранитель № 41 (7,5 А). Одновременно с включением зажигания напряжение подается на следующие приборы: датчик содержания кислорода в отработавших газах, цепь электропитания которого защищена плавким предохранителем № 16 (10 А), установленным в монтажном блоке салона автомобиля; регулятор холостого хода; электромагнитный клапан РОГ и продувки абсорбера через плавкий предохранитель № 25 (10 А), установленный в монтажном блоке салона. При подключении на «массу» вывода «106» контроллер выдает разрешение на срабатывание реле питания топливного насоса, цепь которого защищена плавким предохранителем № 17 (15 А), расположенным в монтажном блоке салона. Если в течение примерно 5 с (время задержки поступления сигнала с датчика положения распределительного вала и частоты вращения двигателя) не предпринимается попытка пустить двигатель, контроллер размыкает цепь включения на «массу» своего вывода «106», отключая тем самым питание топливного насоса. Цепь питания топливного насоса восстанавливается лишь после поступления на контроллер сигнала с указанного датчика. В случае остановки двигателя при включенном выключателе зажигания длительность временной задержки составляет 1 с. Сигнал о намерении пустить двигатель подается на вывод «34» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 26 (7,5 А), расположенным в монтажном блоке салона автомобиля. На автомобилях с кондиционером вывод «11» контроллера подключается на «массу» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 6 (7,5 А) на холостом ходу двигателя. При этом напряжение подается на реле включения кондиционера и на регулятор ускоренного холостого хода по цепи, защищенной плавким предохранителем № 30 (7,5 А). Проверки проводятся по указаниям табл. 2.10—2.14 и
рис. 2.89 и
2.90.
Рис. 2.90. Расположение агрегатов КСУД двигателя SR20DE в моторном отсеке: 1 — датчик давления в системе гидроусилителя рулевого управления; 2 — датчик детонации; 3 — регулятор холостого хода и ускоренного холостого хода; 4 — датчик положения рычага селектора; 5 — датчик положения дроссельной заслонки; 6 — регулятор давления топлива; 7 — датчик скорости движения; 8 — электромагнитный клапан продувки абсорбера (регенерации топливных паров); 9 — топливный фильтр;
10 — измеритель массового расхода воздуха; 11 — блок зажигания (катушка зажигания, коммутатор, датчик-распределитель, датчик положения распределительного вала и частоты вращения коленчатого вала двигателя; 12 — контрольный резистор; 13 — датчик содержания кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд); 14 — топливные форсунки; 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости
|
Таблица 2.10 Назначение выводов разъема контроллера
№ вывода
|
Назначение
|
1
|
Управление блоком зажигания
|
2
|
Сигнал на тахометр
|
3
|
Сигнал проверки блока зажигания
|
4
|
Управление реле питания системы
|
6
|
«Масса»
|
7
|
Информация на разъем диагностики
|
9
|
Управление реле включения электровентилятора системы охлаждения (1-я скорость) (на автомобилях с автоматической коробкой передач)
|
10
|
Управление реле включения электровентилятора системы охлаждения (2-я скорость) (на автомобилях с автоматической коробкой передач)
|
11
|
Управление реле муфты включения компрессора кондиционера
|
13
|
«Масса»
|
14
|
Информация на разъем диагностики
|
15
|
Информация на разъем диагностики
|
16
|
Сигнал от измерителя расхода воздуха
|
18
|
Сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкости
|
19
|
Сигнал от датчика положения дроссельной заслонки
|
20
|
Сигнал от датчика положения дроссельной заслонки
|
21
|
«Масса» измерителя расхода воздуха, датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика положения дроссельной заслонки
|
23
|
Информация на разъем диагностики
|
24
|
Контрольная лампа неисправности в комбинации приборов
|
25
|
Информация от иммобилайзера
|
26
|
Информация от иммобилайзера
|
27
|
Сигнал от датчика детонации
|
29
|
«Масса» измерителя расхода воздуха, датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика положения дроссельной заслонки
|
31
|
Сигнал от датчика частоты вращения
|
32
|
Информация о скорости движения автомобиля
|
33
|
Информация о включении обогревателя заднего стекла
|
34
|
«+»стартера (ключ выключателя зажигания в положении «ST»)
|
35
|
Сигнал от датчика положения рычага переключателя передач или рычага селектора
|
37
|
Питание датчика положения дроссельной заслонки
|
38
|
«+» после включения выключателя зажигания
|
39
|
«Масса»
|
40
|
Сигнал датчика положения распределительного вала и частоты вращения двигателя
|
41
|
Информация о включении / выключении кондиционера через датчик давления хладагента
|
43
|
Информация от датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления
|
44
|
«+» после включения выключателя зажигания
|
45
|
Информация о включении вентиляции салона
|
46
|
«+»от аккумуляторной батареи
|
47
|
«+»после включения зажигания
|
48
|
«Масса»
|
101
|
Управление форсункой 1 -го цилиндра
|
102
|
«Масса» нагревательного элемента лямбда-зонда
|
103
|
Управление форсункой 3-го цилиндра
|
105
|
Управление электромагнитным клапаном системы РОГ и продувки абсорбера
|
106
|
Управление реле включения топливного насоса
|
107
|
«Масса»
|
108
|
«Масса»
|
109
|
«+»после включения зажигания
|
110
|
Управление форсункой 2-го цилиндра
|
112
|
Управление форсункой 4-го цилиндра
|
113
|
Управление регулятором холостого хода
|
116
|
«Масса»
|
Таблица 2.11 Проверка цепей питания СУД
Порядок подключения контрольного прибора к выводам
|
Условия проверки
|
Результат проверки, нормативные значения
|
Возможная неисправность
|
Вывод «46» разъема контроллера и «масса»
|
Выключатель зажигания выключен
|
U = U акк.бат.
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «46» разъема контроллера. Сгорел предохранитель № 41 или ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Выводы «1», «3» разъема реле питания и «масса»
|
То же
|
То же
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и разъемами реле питания. Сгорел предохранитель № 41 или ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Вывод «2» разъема реле питания и «масса»
|
»
|
»
|
Неисправно реле питания
|
Вывод «4» разъема контроллера и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «4» разъема контроллера и выводом «2» реле питания
|
Вывод «1»разъема выключателя зажигания и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «1» разъема выключателя зажигания. Сгорел предохранитель «i» или ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Вывод «3» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера (правый блок реле в моторном отсеке) и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «3» разъема реле. Сгорел предохранитель № 30 или предохранитель «д» либо ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Выводы «2» и «3» разъема выключателя зажигания и «масса»
|
Поставьте ключ выключателя зажигания в положение «АСС», затем в положение «ON»
|
»
|
Неисправен выключатель зажигания
|
Вывод «44» разъема контроллера и «масса»
|
То же
|
»
|
Обрыв провода между выводом «44» разъема контроллера и выводом «3» выключателя зажигания
|
Вывод «5» разъема реле питания и «масса»
|
»
|
»
|
Реле питания
|
Выводы «38», «47», «109» разъема контроллера, вывод «5» разъема реле питания и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводами «38», «47», «109» разъема контроллера
|
Вывод «5» 6-штырько-вого разъема серого цвета распределителя зажигания и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «5» разъема распределителя зажигания и выводом «5» разъема реле питания
|
Вывод «7» 2-штырько-вого разъема серого цвета
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «7» разъема распределителя зажигания и выводом «3» разъема выключателя зажигания
|
Вывод «3» разъема измерителя массового расхода воздуха и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «3» разъема измерителя массового расхода воздуха и выводом «5» разъема реле питания
|
Вывод «2» разъема каждой форсунки и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «2» разъема форсунки и выводом «3» разъема выключателя зажигания
|
Вывод «1» разъема регулятора холостого хода и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «1» разъема регулятора холостого хода и выводом «3» разъема выключателя зажигания Сгорел предохранитель № 25 или ненадежность соединений в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «2» разъема электромагнитного клапана РОГ и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «2» разъема электромагнитного клапана РОГ и выключателем зажигания. Сгорел предохранитель № 25 или ненадежность соединений в монтажном блоке салона автомобиля
|
Выводы «1», «3» разъема реле включения топливного насоса и «масса»
|
Поставьте ключ выключателя зажигания в положение «АСС», затем в положение «ON»
|
U = U акк. бат.
|
Обрыв провода между выводами «1», «3» разъема реле включения топливного насоса и выключателем зажигания. Сгорел предохранитель № 17 или ненадежность соединений в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «2» разъема реле включения топливного насоса
|
То же
|
То же
|
Реле включения топливного насоса
|
Вывод «106» разъема контроллера и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «106» разъема контроллера и выводом «2» разъема реле включения топливного насоса
|
Вывод «3» разъема датчика содержания кислорода в отработавших газах и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «3» разъема датчика и выключателем зажигания. Сгорел предохранитель № 16 или ненадежность соединений в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «1» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера (правый блок реле в моторном отсеке) и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «1» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и выключателем зажигания. Сгорел предохранитель № 6 или ненадежность соединений в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «3» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
|
»
|
»
|
Реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
|
Вывод «11» разъема контроллера и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «11» разъема контроллера и выводом «2» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
|
Вывод «5» разъема реле включения топливного насоса и «масса»
|
Проверка проводится во время 5-секундной задержки включения топливного насоса
|
»
|
Реле включения топливного насоса
|
Вывод «1» разъема коричневого цвета топливного насоса и «масса»
|
|
|
Обрыв провода между выводом «1» разъема топливного насоса и выводом «5» разъема реле включения топливного насоса
|
Вывод «106» разъема контроллера и «масса»
|
»
|
U = 0
|
Неисправность контроллера
|
Вывод «6» разъема выключателя зажигания и «масса»
|
Поставьте ключ выключателя зажигания в положение «ST»
|
U = U акк. бат.
|
Неисправен выключатель зажигания
|
Вывод «34» разъема контроллера
|
То же
|
То же
|
Обрыв провода между выводом «34» разъема контроллера и выводом «6» разъема выключателя зажигания. Сгорел предохранитель № 36 или ненадежность соединений в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «5» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера (правый блок реле в моторном отсеке) и «масса»
|
Двигатель работает на холостом ходу. Кондиционер включен
|
»
|
Неисправно реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
|
Вывод «1» разъема регулятора ускоренного холостого хода и «масса»
|
То же
|
»
|
Обрыв провода между выводом «1» разъема регулятора ускоренного холостого хода и выводом «5» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
|
Вывод «11» разъема контроллера и «масса»
|
»
|
U=0
|
Неисправность контроллера
|
Таблица 2.12 Проверка сопротивления узлов и агрегатов СУД
Проверяемый элемент системы
|
Выводы или точки подключения
|
Норматив, значение, результат проверки
|
Возможная неисправность
|
Датчик положения распределительного вала и частоты вращения двигателя
|
Вывод «4» разъема (серого цвета) распределителя зажигания и выводы разъема контроллера «40» и «31»(на двигателях GA14DE и GA16DE) или выводы «30» и «22» (на двигателе SR20DE)
|
Прибор должен показать отсутствие обрыва цепи
|
Неисправность датчика. Обрыв провода между выводом «4» разъема распределителя зажигания и указанными выводами контроллера. Нарушение экранирования провода
|
Вывод «6» разъема (серого цвета) распределителя зажигания и «масса»
|
R
=
0,5 Ом
|
Обрыв провода между выводом «6» разъема распределителя зажигания и точкой подключения «массы»
|
|
Измеритель массового расхода воздуха
|
Вывод «3» разъема измерителя массового расхода воздуха и выводы «21», «29» разъема контроллера
|
Прибор должен показать отсутствие обрыва цепи
|