Составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей самостоятельно браться за выполнение капитального ремонта РКПП. В ходе выполнения процедур разборки и сборки коробки передач приходится снимать, а затем устанавливать на место множество мелких компонентов. Необходимо произвести массу точнейших измерений и, путем подбора регулировочных шайб, колец и дистанционных втулок, четко выставить множество зазоров. Ввиду всего вышесказанного, выполнение капитального ремонта РКПП разумнее будет поручить специалистам автосервиса. Заметим, что во многих случаях существует возможность на обменной основе приобрести восстановленный блок, что часто оказывается дешевле, чем проведение сложного ремонта.
Несмотря на сказанное, самостоятельное выполнение ремонта РКПП механиком-любителем вовсе не является абсолютно невозможным мероприятием. Непременными условиями являются лишь наличие необходимого специального инструмента и аккуратность в подходе к выполнению всех процедур.
В число необходимых для выполнения восстановительного ремонта РКПП инструментов входят острогубцы для снятия внутренних и наружных стопорных колец, съемник подшипников, молоток со скользящим бойком, набор выколоток и кернеров, измеритель dti и, возможно, гидравлический пресс. Кроме того, конечно, понадобится прочный, оборудованный тисками, верстак, либо специальный монтажный стенд.
В ходе выполнения процедур разборки РКПП старайтесь запоминать, а лучше записывать, порядок установки каждой из снимаемых деталей.
Прежде чем приступать к разборке коробки передач, разумно будет попытаться проанализировать симптомы ее отказов с целью приблизительного определения их причин. Многие отказы однозначно связаны с выходом из строя вполне определенных компонентов.
В следующем подразделе приведено схематическое описание порядка процедур разборки РКПП и обслуживания ее внутренних компонентов.
Разборка, обслуживание внутрен-них компонентов и сборка РКПП
Извлечение компонентов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Схема расположения внутренних компонентов РКПП и механизма выбора передач представлена на иллюстрациях.
2. Извлеките через отверстие шестерню 4-й передачи, затем снимите ось промежуточной шестерни заднего хода и саму шестерню.
3. Извлеките крепежный штифт из корпуса муфты.
4. Снимите возвратную пружину рычага и стопорную пружину задней передачи с механизма включения задней передачи.
5. Снимите лапку оси шестерни задней передачи.
6. Снимите сборку рычага задней передачи.
7. Снимите заглушку блокиратора вилки включения 5-й и задней передач, извлеките пружину и шарик.
8. Снимите стопорные кольца и крепежные штифты со штоков вилок переключения 5/задней и 3-4 передач.
9. Снимите штоки 5/задней и 3-4 передач.
10. Извлеките сборки обоих валов (первичного и вторичного) РКПП и вилку 1-2 передач со своим штоком.
11. Извлеките сборку главной передачи.
12. Снимите сборку задней передачи.
13. При помощи специальной выколотки (kv32101000) извлеките крепежный штифт и отсоедините селектор.
14. Выверните сливную пробку, с целью обеспечения доступа к штифту крепления рычага со штоком.
15. Извлеките штифт (воспользуйтесь выколоткой kv32101000) и снимите рычаг со штоком.
Демонтаж сборки первичного вала
РАЗБОРКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Прежде чем приступать к демонтажу первичного вала, оцените величину осевого люфта ведущих шестерен 3-й, 4-й и 5-й передач.
2. Если люфт шестерен выходит за пределы допустимых диапазонов (см. Спецификации), демонтируйте сборку и проверьте состояние сопрягаемых поверхностей шестерен, вала и ступиц, затем оцените зазор стопорного кольца и упорных полуколец первичного вала.
3. Снимите задний подшипник первичного вала.
4. Снимите сборки синхронизаторов 5-й и задней передач, а также ведущую шестерню 5-й передачи.
5. Снимите осевую стопорную шайбу , два упорных полукольца и ведущую шестерню 4-й передачи.
6. Снимите стопорное кольцо.
7. Снимите синхронизатор 3-4 передач и ведущую шестерню 3-й передачи.
8. Снимите передний подшипник первичного вала.
Проверка состояния компонентов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте сборку первичного вала на наличие трещин, признаков деформаций и чрезмерного износа, оцените состояние ведущих шестерен.
2. Проверьте компоненты синхронизаторов на наличие трещин признаков чрезмерного износа, трещин и прочих механических дефектов. Оцените состояние ступиц, скользящих муфт, блокирующих колец, ключей и прочих деталей сборок.
3. Измерьте величину зазора между блокирующим кольцом синхронизатора и шестерней (для 4-й и 5-й передач). Номинальное значение лежит в пределах диапазона 1.0 ÷ 1.35 мм с допуском на износ до 0.7 мм.
4. Оцените степень износа блокирующего кольца синхронизатора задней передачи. Уложите блокирующее кольцо на подходящее приспособление и разместите на нем конус синхронизатора. Удостоверьтесь, что проекция конуса попадает в периметр углубления в приспособлении. С усилием прижимая конус к блокирующему кольцу, при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа определите расстояние А. Если величина А составляет менее 1.2 мм, замените блокирующее кольцо.
6. Проверьте подшипниковые сборки на наличие трещин, каверн и прочих механических повреждений.
СБОРКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Соберите синхронизатор 3-4 передач. Проследите за правильностью введения компонентов в зацепление.
2. Посадите на сборку первичного вала ведущую шестерню 3-й передачи и блокирующее кольцо соответствующего синхронизатора.
3. Запрессуйте на сборку ступицу муфты синхронизатора 3-4 передач. Проследите за правильность ориентации компонентов. Подберите и установите соответствующее упорное кольцо, добиваясь минимизации зазора в пазу (величина зазора не должна выходить за пределы диапазона 0 ÷ 0.1 мм).
4. Посадите ведущую шестерню 4-й передачи. 5. Подберите соответствующие упорные шайбы, обеспечивающие минимизацию зазора в пазу (0 ÷ 0.06 мм) и посадите их на упорное кольцо. 6. Установите синхронизатор 5-й и задней передач. Заправьте пружинные ключи в блокирующее кольцо синхронизатора задней передачи. Введите сборку в скользящую муфту синхронизатора, - проследите за правильностью ввода в муфту пружинных ключей.
7. Посадите блокирующее кольцо 5-й передачи в соответствующую ведущую шестерню. Установите конус синхронизатора задней передачи на своем блокирующем кольце. Разместите собранный синхронизатор задней преедачи на ведущей шестерне 5-й передачи. Заправьте выступы конуса в ответные пазы шестерни.
1 — Шестерня 5-й передачи 2 — Сборка синхронизатора задней передачи
8. Разместите фиксаторы пружинный колец блокирующего кольца синхронизатора задней передачи сверху на ведущей шестерне 5-й передачи.
9. Запрессуйте сборку синхронизатора 5-й и задней передач с шестерней 5-й передачи на сборку первичного вала.
10. Посадите на сборку первичного вала передний и задний подшипники.
11. Оцените величину осевого люфта шестерен.
Демонтаж сборки вторичного вала
РАЗБОРКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Прежде чем приступать к демонтажу компонентов сборки измерьте величину осевого люфта ведомых шестерен 1-й и 2-й передач. Если результаты измерений выходят за пределы допустимых диапазонов (см. Спецификации), снимите компоненты и оцените состояние сопрягаемых поверхностей вала, шестерен и ступиц (см. подраздел Сборка).
2. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала.
3. Снимите упорные шайбу и кольцо.
4. Выпрессуйте ведомые шестерни 5-й и 4-й передач.
5. Выпрессуйте ведомые шестерни 3-й и 2-й передач.
6. Снимите упорное кольцо.
7. Снимите сборку синхронизатора 1-2 передач и ведомую шестерню 1-й передачи.