Головка блока цилиндров Тойота Королла
3.1.2.7. Головка блока цилиндров
Предупреждение
В пункты ремонта изготовителем в запчасти поставляются новые и ремонтные головки блока цилиндров. Из-за того, что для процедур разборки и проверки понадобится специализированный инструмент, а запасные части найти иногда нелегко, более целесообразным представляется приобретение новой головки блока, чем разборка, проверка и ремонт головки бывшей в эксплуатации.
Разборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Для разборки головки блока цилиндров необходимо снять впускной и выпускной клапаны и сопутствующие детали. При описании предполагается, что распредвалы и толкатели уже сняты (см. подраздел 3.1.1.9). |
|
2. Перед снятием клапанов позаботьтесь об их маркировке, или приготовьте место, чтобы уложить вместе все детали клапана и впоследствии установить на прежнее место. |
|
3. Сожмите пружину первого клапана с помощью подходящего приспособления и снимите сухари при помощи небольшой магнитной отвертки или специальных плоскогубцев. Осторожно освободите пружину клапана, снимите тарелку пружины, пружину и опорную шайбу (если имеется). |
Предупреждение При сжатии пружин не поцарапайте или не повредите внутренние отверстия под толкатели. Если у насадки приспособления для сжатия пружин отсутствует боковое окно для снятия сухарей, то в продаже имеется переходник, используемый со стандартным приспособлением.
|
4. Достаньте клапан из направляющей втулки, затем снимите маслосъемный колпачок. Если извлечение клапана из направляющей втулки затруднено (клапан плохо проталкивается), то втолкните его обратно в направляющую втулку и слегка обработайте надфилем или бруском участок стержня около проточки под сухари. |
5. Повторите те же действия для остальных клапанов. Помните, что надо уложить вместе все детали клапана, чтобы впоследствии установить на прежнее место, не нарушая порядка. |
6. После снятия клапанов и их рассортировки вместе с деталями, надо тщательно очистить головку блока цилиндров и проверить ее состояние. Если проводится полный капитальный ремонт двигателя, то перед тем как начать очистку и проверку головки блока завершите все операции по разборке двигателя. |
|
Тщательная очистка головки (или головок) блока цилиндров и деталей клапанного механизма с последующей проверкой позволит оценить объем работ по ремонту клапанов и механизма привода клапанов при капитальном ремонте двигателя.
Предупреждение
Если двигатель часто перегревался, то головка цилиндров может быть сдеформирована (см. ниже)
Очистка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Удалите с разъемных поверхностей головки блока с блоком цилиндров, всасывающим и выпускным коллекторами все остатки материала прокладок, соблюдая осторожность, чтобы не повредить поверхности. Пользуйтесь для этой цели имеющимися в продаже специальными растворителями, растворяющими материал уплотнений и облегчающими труд. |
2. С каналов системы охлаждения удалите накипь. |
3. Удалите из масляных каналов все отложения с помощью жесткого проволочного ершика. Если каналы системы охлаждения сильно поражены ржавчиной, то головку надо сдать на очистку в специализированную мастерскую. |
4. Прогоните резьбу в каждом резьбовом отверстии с помощью метчика, чтобы удалить следы коррозии и герметика. Если имеется сжатый воздух, продуйте все каналы и отверстия, чтобы удалить остатки материала после прогонки резьб. |
5. Очистите резьбы шпилек крепления всасывающего и выпускного коллекторов с помощью жесткой проволочной щетки. |
6. Промойте головку блока цилиндров растворителем и тщательно просушите. Применение сжатого воздуха ускорит сушку и позволит очистить все каналы, скрытые полости и отверстия. |
Предупреждение При очистке головки блока и деталей клапанного механизма очень хорошие результаты дает применение растворителей нагара. Это очень едкие жидкости и пользоваться ими надо с соблюдением мер предосторожности. Изучите инструкцию по применению на этикетке.
|
7. Тщательно очистите толкатели, промыв их растворителем и просушив. Применение сжатого воздуха ускорит сушку и позволит очистить масляные каналы. Не перепутайте толкатели в процессе очистки, храните их в кассе с пронумерованными ячейками. |
8. Промойте растворителем все пружины клапанов, сухари, тарелки и опорные шайбы, тщательно просушите эти детали. Промывайте детали только одного клапана, чтобы не перепутать их. |
9. Соскребите все отложения с клапанов. Затем проволочной щеткой, насаженной на электродрель, счистите нагар с головок и стержней клапанов. Не забудьте принять меры, чтобы не перепутать детали. |
|
Проверка
Предупреждение
Перед тем как сделать вывод о необходимости перешлифовки деталей в мастерской обязательно выполните все описываемые ниже процедуры. Составьте список того, что требует особо пристального внимания. Процедура проверки толкателей и распредвалов описана в (см. подраздел 3.1.1.9).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Головка цилиндров |
1. Внимательно осмотрите головку, проверьте наличие трещин, следов проникновения охлаждающей жидкости и других повреждений. При обнаружении трещин проверьте головку цилиндров в мастерской на предмет возможности ремонта. Если ремонт невозможен, то головку замените. |
|
2. Проверьте отклонение разъемной поверхности головки блока цилиндров от плоскости с помощью щупа и калибровочного бруска. При измерениях используйте щуп с толщиной, соответствующей нормативному отклонению от плоскости. Если искривление превышает предел, указанный в подразделе 3.1.2.1, то головку следует перешлифовать в в мастерской автосервиса. |
3. Проверьте состояние седел клапанов в каждой камере сгорания. При наличии питтинга (ямок), трещин, следов прогара потребуется ремонт головки в мастерской автосервиса, в домашних условиях ремонт невозможен и в данном руководстве не описывается. |
 |
4. Проверьте зазор между стержнями клапанов и направляющими втулками. Измерение проводится с помощью калибра малого диаметра и микрометра, или индикаторного нутромера для малых отверстий. Зазор в направляющей втулке можно также определить по величине бокового люфта стержня клапана вставленного в направляющую втулку так, чтобы клапан выступал из седла примерно на 1,5 мм. |
5. Измерение люфта выполняется индикаторной головкой. Для определения люфта полный ход клапана при покачивании его в направляющей втулке и регистрируемый индикатором разделите пополам. Если величина зазора превышает норму, то втулку замените. Если после замера появится подозрение на повышенный износ направляющей втулки и результат покажется сомнительным, то обратитесь в службу автосервиса, где за умеренную плату выполнят более точный замер. |
Предупреждение Большинство автолюбителей не располагают точным нутромером для малых отверстий, этот инструмент имеется в любой местной мастерской.
|
Клапаны |
6. Внимательно осмотрите клапаны, проверьте наличие на фасках клапанов трещин, следов неравномерной выработки, уноса металла и прогара. Проверьте наличие трещин на шейках и стержнях. Проверьте наличие на стержнях признаков наволакивания металла и сколов, а также изгиб стержней, поворачивая клапан в направляющей втулке. Проверьте износ торцов стержней. Наличие любого указанных дефектов указывает на необходимость ремонта клапанов в мастерской автосервиса. |
 |
7. Измерьте ширину a краевого пояска каждого клапана (a) и сравните с нормативным значением. Если это расстояние меньше нормы, то клапан подлежит замене. |
Детали клапанного механизма |
8. Проверьте наличие следов износа и ямок на торцах каждой пружины клапана. |
 |
9. Измерьте длину пружины в свободном состоянии c помощью штангенциркуля, совмещенного с глубинометром или с индикаторной головкой, и сравните ее с нормативным значением. Пружины с усадкой, длина которых в свободном состоянии меньше заданной, подлежат замене. |
10. Перед установкой пружин на отремонтированный двигатель необходимо проверить их под нагрузкой на специальном стенде (проверку следует выполнить в мастерской автосервиса). |
 |
11. Установите пружину на плоскую ровную поверхность и проверьте вертикальность. При обнаружении отклонения пружины от вертикали и прогиба по длине пружину следует заменить. |
12. Проверьте наличие видимых следов износа и трещин на тарелках пружин и сухарях. Детали вызывающие какие-либо сомнения следует заменить, поскольку поломка их во время работы двигателя приведет к серьезным разрушениям. |
13. Если при проверке выяснится, что детали клапана имеют повреждения или износ выше допустимого, то эти детали замените. |
14. Если при проверке выяснится, что износ деталей превышает допустимый и общее их состояние неудовлетворительное, что как правило и наблюдается в двигателях, подвергнутых капитальному ремонту, то соберите клапаны на головке цилиндров и руководствуйтесь рекомендациями подраздела 3.1.2.8. |
|
Сборка
Перед началом сборки необходимо убедиться в чистоте головки блока, независимо от того проводился ремонт этой детали в мастерской автосервиса или нет. Имейте в виду, что в головке цилиндров конструкцией предусмотрено несколько съемных заглушек, предназначенных для снятия напряжений в материале головки при тепловом расширении (или сжатии). Эти заглушки подлежат замене как при капитальном ремонте двигателя, так и при восстановлении головки цилиндров (процедура замены описана в
подразделе 3.1.2.11.
Если головка блока сдавалась в мастерскую для ремонта клапанов, то клапаны уже будут установлены на место в сборе со всеми деталями. В этом случае сборку начинайте с п. 7.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Напрессуйте на направляющие втулки клапанов новые маслосъемные колпачки. |
Предупреждение Маслосъемные колпачки для впускных и выпускных клапанов различаются цветом, не перепутайте эти детали при сборке!
|
|
2. Установите маслосъемный колпачок (указан стрелкой) на направляющую втулку легкими ударами молотка по оправке. |
Предупреждение Не наносите удары после полной запрессовки колпачка на втулку, в противном случае колпачок можно повредить. Избегайте проворачивания колпачка при напрессовке, следите за равномерностью его одевания на втулку, в противном случае надежное уплотнение стержней клапанов не обеспечивается.
|
3. Смажьте стержень клапана маслом для двигателя или смазкой на основе дисульфида молибдена и установите первый клапан, начиная с любого края на головке цилиндров. |
4. Оденьте опорную шайбу пружины (или шайбы), установите пружину клапана и тарелку. |
 |
5. Сожмите пружину клапана с помощью приспособления и установите сухари в канавку на стержне клапана. Осторожно отпустите пружину, убедитесь что сухари зашли в верхнюю канавку стержня клапана. При необходимости, перед освобождением пружины клапана смажьте сухари консистентной смазкой для того, чтобы временно закрепить на стержне клапана. |
6. Повторите все действия для остальных клапанов. Следите за тем, чтобы весь комплект деталей клапана был установлен на прежнее место, не перепутайте детали! |
7. После установки клапанов проверьте высоту пружины в нагруженном состоянии с помощью штангенциркуля с глубиномером или индикаторной головкой. |
|
|
|
|