Проверка технического состояния и ремонт узлов двигателя Уаз 3160
Головки цилиндров
Рис. 115. Головка цилиндров: 1 – гидравлические толкатели; 2 – противоротационный кронштейн гидравлических толкателей; 3 – штанги гидравлического толкателя; 4 – коромысло выпускного клапана;
5 – стойка оси коромысел; 6 – штифт; 7 – шпилька; 8 – кольцо уплотнительное; 9 – заглушка Ж20 мм;
10 – седло выпускного клапана; 11 – выпускной клапан; 12 – впускной клапан; 13 – седло впускного клапана; 14 – заглушка Ж16 мм; 15 – направляющая втулка клапана; 16 – опорная шайба пружины клапана;
17 – пружина клапана; 18 – тарелка пружины клапана; 19 – сухарь клапана; 20 – коромысло впускного клапана; 21 – удерживающая пластина коромысла; 22 – гайка; 23 – стойка оси коромысел с коромыслами в сборе; 24 – головка цилиндра в сборе; 25 – прокладка головок цилиндров; 26 – болт крепления крышки коромысел; 27 – крышка коромысел; 28 – прокладка крышки коромысел; 29 – прокладка пробки маслоналивной горловины; 30 – пробка маслоналивной горловины; 31 – плита крепления головки блока цилиндров
|
Головка цилиндра показана на
рис. 115.
Предупреждение
Не снимайте головки цилиндров с неостывшего двигателя во избежание коробления ее поверхности.
|
Извлеките клапаны при помощи специального инструмента и пронумеруйте их.
Удалите с головок цилиндров нагар и осмотрите сопрягаемые поверхности головок и блока цилиндров, при необходимости притрите головку. Максимальная толщина металла, снимаемого при притирке, не должна превышать 0,20 мм, в противном случае головку необходимо заменить; высота головки (90±0,05) мм. Если нужно заменить вставку камеры сгорания (
рис. 116), головку следует нагреть в печи до
150 °С, вынуть старую вставку и установить новую. Головку с новой вставкой необходимо притереть. При установке вставки не следует прилагать чрезмерных усилий.
Размеры вставки камеры сгорания, мм
A
|
30,410–30,380
|
B
|
4,475–4,525
|
C
|
30,355–30,380
|
D
|
4,49–4,52
|
E
|
35,560–35,505
|
В запасные части поставляются вставки камер сгорания с размеров А и Е, увеличенными на 0,6 мм и размером В, увеличенным на 0,5 мм по отношению к значениям, указанным в таблице.
Высота плит 31 (см.
рис. 115) должна составлять 91,36–91,44 мм.
Сопрягаемые размеры клапанов, мм
|
||
впускной
|
выпускной
|
|
A
|
7,940-7,960
|
7,922-7,940
|
B
|
8,000-8,015
|
8,000-8,015
|
C
|
1,34-1,08
|
1,250-0,990
|
D
|
2,12-2,28
|
2,00-2,16
|
E
|
1,73-2,31
|
1,64-2,14
|
F
|
2,73-3,44
|
2,45-3,02
|
G
|
41,962-41,985
|
35,964-35,987
|
H
|
42,370-42,386
|
36,350-36,366
|
I
|
7,17-7,19
|
7,00-7,05
|
L
|
3,31-3,46
|
3,10-3,25
|
M
|
54°40'-55°20'
|
44°40'-45°20'
|
N
|
55°30'-55°50'
|
45°25'-45°35'
|
Очистите клапаны проволочной щеткой. Замените предельно изношенные и неисправные клапаны. Слегка изношенные клапаны можно использовать после обработки фасок притирочным инструментом. При этом шероховатость не должна превышать 2,5 мкм. Если притирка головки чрезмерно уменьшает размер С (см.
рис. 118), а притирка клапанов увеличивает контактную фаску Е, замените седло клапана. При замене не повредите посадочное место под седло. Нагрейте в печи головку цилиндров до 150 °С и опустите седло для охлаждения в жидкий азот. Седло должно входить в отверстие головки свободно и без усилия. Проверьте отверстие направляющей втулки на наличие рисок и задиров, промойте бензином. Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой должен быть для впускного клапана 0,040–0,075 мм; для выпускного клапана 0,060–0,093 мм.
Для замены направляющей втулки клапана необходимо:
– нагреть головку цилиндра в печи до 80–90 °С;
– выбить изношенную направляющую втулку снизу головки при помощи бородка подходящего размера;
– при температуре головки цилиндра 80–90 °С запрессовать новую направляющую втулку, выдержав размер, указанный на
рис. 119.
В запасные части поставляются направляющие втулки с увеличенным на 0,1 мм наружным диаметром.
Наружный диаметр втулки 14,040– 14,028 мм, диаметр отверстия в головке под втулку 13,992–14,008 мм.
Пружины клапанов
Рис. 120. Проверка высоты пружины клапанов:
а – без нагрузки; б – клапан закрыт; в – клапан открыт P1=0;
H1=44,65 мм
P2=31,96–36,04 гкс;
H2=38,60 мм
P3=88,8–96,2 кгс;
H4=28,20 мм
|
Осмотрите пружины на наличие зазубрин и следов перегрева. Проверьте их высоту при разных нагрузках (
рис. 120). При этом степень искривления
А (
рис. 121) не должна превышать 2 мм.
Коллектор системы охлаждения
Визуально обследуйте его на наличие сколов, трещин и искривлений. Проверьте, не покороблены ли фланцевые привалочные поверхности. При необходимости коллектор замените. Неровности можно устранить притиркой всех фланцев до восстановления полного контакта с соответствующим участком поверхности головки цилиндра.
Коромысла клапанов
Тщательно протрите керосином или сольвентом цапфы стоек и коромысла клапанов. Прочистите масляные каналы. Если размеры (
рис. 122) не соответствуют значениям, указанным в таблице, нужно заменить коромысла.
Параметр
|
Значение, мм
|
Диаметр цапфы А
|
21,979–22,000
|
Диаметр отверстия под цапфу
|
22,020–22,041
|
Зазор
|
0,020–0,062
|
Предельно допустимый зазор
|
0,200
|
Гидравлические толкатели и их штанги
Убедитесь в том, что штанги толкателей прямые, а их сферические концы не повреждены. Мелкие шероховатости можно удалить шлифовкой. Гидравлический толкатель изображен на
рис. 123. Размеры толкателя и отверстия в блоке цилиндров под толкатель, подлежащие контролю, приведены в таблице.
Параметр
|
Значение, мм
|
Диаметр толкателя В
|
22,195–22,212
|
Диаметр отверстия
|
22,237–22,269
|
Зазор
|
0,025–0,074
|
Предельно допустимый зазор
|
0,1
|
Гильзы цилиндров
Внутренний диаметр гильз цилиндров (категория А) должен быть 92,000– 92,010 мм.
Максимальная овальность 0,1 мм.
Максимальная конусность 0,1 мм.
Проверку овальности и конусности проводите в трех сечениях 1, 2, 3 (
рис. 124) и двух взаимно перпендикулярных направлениях
А и
В.
При износе не более 0,10 мм или незначительных дефектах зеркала гильзу можно восстановить хонингованием. Шероховатость поверхности должна быть 0,8–1,2 мкм.
Поршни и кольца
Диаметр
D (
рис. 125) неизношенного поршня на расстоянии 15 мм от нижнего торца юбки в сечении, перпендикулярном поршневому пальцу, должен быть 91,913–91,927 мм. Износ юбки не должен превышать 0,1 мм. Если зазор между поршнем и цилиндром превышает 0,25 мм, замените гильзы и поршни. Следите, чтобы овальность отверстия в поршне под палец не превышала 0,05 мм, в противном случае замените палец и поршень.
Проверьте точное прилегание колец к стенке гильзы по всей окружности.
Данные указаны в
табл. 9.
Поршневые пальцы и шатуны
Осмотрите шатуны на наличие износа (
рис. 126) и трещин и при необходимости проведите магнитную дефектоскопию шатунов, крышек и болтов. Замените поршневые пальцы, если обнаружите на них задиры.
Параметр
|
Значение, мм
|
Внутренний диаметр вкладыша верхней головки шатуна А
|
30,035-30,050
|
Диаметр пальца поршня В
|
29,990-29,996
|
Зазор
|
0,039-0,060
|
Предельно допустимый зазор
|
0,1
|
Проверьте параллельность осей головок шатунов (
рис. 127). Отклонение не должно превышать ±0,05 мм во всех направлениях измерения снаружи пальца и на расстоянии 100 мм от центральной линии. При замене вкладыша верхней головки шатуна отверстия для смазки на нем совместите с отверстиями в шатуне.
При сборке смажьте резьбу болтов и их центровочные пояски (
рис. 128) согласно таблице
"
Смазочные материалы и уплотнительные вещества
". Затяните болты моментом 29,4 Н·м (3 кгс·м), а затем доверните их еще на 60°. При необходимости замены шатуна следует выбрать шатун той же группы по массе (имеющий такую же маркировку), что и дефектный, или применить все четыре шатуна другой группы.
Диаметры шатунных подшипников и шатунных шеек коленчатого вала приведены на
рис. 129.
Размер
|
Значение диаметра, мм
|
|
шатунной шейки коленчатого вала H
|
шатунного подшипника L
|
|
Номинальный
|
53,955-53,940
|
53,977-54,016
|
-0,125
|
53,830-53,815
|
53,852-53,891
|
-0,250
|
53,705-53,690
|
53,777-53,766
|
-0,500
|
53,455-53,440
|
53,477-53,516
|
Внутренний диаметр
L (см.
рис. 129) нужно замерять на собранном шатуне с затяжкой шатунных болтов в соответствии с приведенными указаниями. Зазор в соединении шейка–подшипник 0,030–0,064 мм.
Коленчатый вал
Погрузите коленчатый вал в керосин или сольвент и прочистите масляные каналы. Убедитесь в том, что на валу нет царапин, трещин, задиров, а на задней и передней торцовых поверхностях и резьбе – царапин и деформаций. Проверьте зубья шестерни на предмет их износа или повреждения. Мелкие выемки и зазубрины могут быть удалены шлифовкой. Для снятия шестерни используйте приспособление 2 (см.
рис. 111). При установке новой шестерни нагрейте ее в печи до 180–200 °С и следите за правильной посадкой шпонки. Удалите выработку посадочных поверхностей сальников мелкозернистой шкуркой, делая легкие спиральные движения в противоположном вращению направлении.
Заменяйте сальники при каждом демонтаже. Замеряйте микрометром коренные и шатунные шейки (
рис. 130,
131) в двух взаимно перпендикулярных направлениях для выявления износа и овальности. Если износ больше 0,10 мм, отшлифуйте шейки и установите меньшие подшипники.
После заклинивания, перегрева или шлифовки проведите магнитную дефектоскопию вала для обнаружения на нем трещин. Шероховатость шеек должна быть в пределе 0,12 мкм. Восстановите радиусы шеек (
рис. 132). При шлифовке вала не снимайте металл с щек. Коренные и шатунные подшипники применяйте только того размера, что указаны в таблицах данного Руководства.
При износе передний подшипник нужно заменить при помощи приспособления 1 (
рис. 133).
Размеры передней коренной шейки коленчатого вала (
рис. 134)
Размер
|
Значение диаметра, мм
|
|
шейки А
|
подшипника В
|
|
Номинальный
|
62,963-62,910
|
62,985-63,000
|
-0,125
|
62,838-62,793
|
62,860-62,875
|
-0,250
|
62,588-62,543
|
62,485-62,500
|
-0,500
|
62,550-62,593
|
63,088-63,043
|
Зазор шейка-подшипник 0,043–0,103 мм
Ширина подшипника Е 27,75–28,00 мм
Замер внутреннего диаметра
В центрального коренного подшипника (
рис. 135) проводится при его установке в опоре с затяжкой болтов опоры моментом 44,1 Н·м или 4,5(±5%) кгс·м.
При сборке опоры центрального коренного подшипника совместите метки на верхней и нижней половине.
Размер
|
Значение диаметра, мм
|
|
шейки А
|
подшипника В
|
|
Номинальный
|
62,020-63,005
|
63,050-63,093
|
-0,125
|
62,896-62,880
|
62,925-62,968
|
-0,250
|
62,770-62,755
|
62,800-62,843
|
-0,500
|
63,520-63,505
|
62,550-62,593
|
Зазор шейка–подшипник 0,030–0,088 мм
Ширина подшипника Н 27,75–28,00 мм
Рис. 136. Опора центрального коренного подшипника коленчатого вала: 1 – верхняя половина; 2 – вкладыши; 3 – нижняя половина; 4 – болт
(2 шт.); 5 – штифт (2 шт.); 6 – клапан струйный охлаждения поршня
|
Если необходима замена клапана 6 (
рис. 136), снимите верхнюю половину опоры и, используя пробойник, снимите клапан. Вставьте новый клапан в гнездо и закрепите чеканкой в трех точках через 120°.
Корпуса и крышки струйных клапанов охлаждения поршней соединяются при помощи резьбы. Момент затяжки 1,5– 2,0 Н·м. Клапаны должны открываться при 150–200 кПа (1,5–2,0 кгс/см
2).
Размеры задней коренной шейки коленчатого вала и ее подшипника(
рис. 137)
Размер
|
Значение диаметра, мм
|
|
шейки А
|
подшипника В
|
|
Номинальный
|
69,985-70,000
|
70,050-70,055
|
-0,125
|
69,860-69,875
|
69,925-69,940
|
-0,250
|
69,735-69,750
|
69,800-69,805
|
-0,500
|
69,485-69,500
|
69,550-69,565
|
Зазор шейка–подшипник 0,050–0,085 мм
Ширина подшипника H – 32 мм
Проверьте гнездо заднего подшипника на опоре на наличие повреждения или износа. Биение подшипника относительно оси коленчатого вала не должно превышать 0,03 мм.
Рис. 138. Опора заднего коренного подшипника: 1 – задний коренной подшипник; 2 – опора заднего коренного подшипника; 3 – клапан струйный; 4 – упорная шайба; 5 – задний сальник; 6 – кольцо
|
Проверьте следующие размеры опоры заднего коренного подшипника (
рис. 138):
А – диаметр гнезда под подшипник; равный 75,005–75,030 мм;
В – диаметр гнезда под задний сальник коленчатого вала, равный 120,000– 120,030 мм.
С – посадочный диаметр опоры; равный 131,935–131,960 мм.
Размеры упорной шайбы опоры заднего коренного подшипника (
рис. 138)
Размер
|
Толщина упорной шайбы, мм
|
Номинальный
|
2,311–2,362
|
1-й увеличенный
|
2,411–2,462
|
2-й увеличенный
|
2,511–2,562
|
Распределительный вал
Проверьте вал на износ его шеек и кулачков. Размеры кулачков (
рис. 139) не должны быть меньше указанных в таблице более чем на 0,05 мм.
Параметр, м
|