Особенности сборки двигателей Москвич 2141
Последовательность затяжки болтов и гаек шпилек крепления крышек коренных подшипников
|
1 – передняя часть двигателя |
Установка крышки задней манжеты двигателей мод.331, 3317 и 3313 с помощью оправки
Проверка выступания торца гильзы цилиндров над плоскостью блока двигателей мод.331, 3317 и 3313
Взаимное расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в гильзу
Перед сборкой двигателя необходимо произвести следующие действия:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и манжеты необходимо смазать моторным маслом. |
2. Уложить в гнезда блока цилиндров и в соответствующие крышки вкладыши коренных подшипников. |
3. Уложить в коренные подшипники коленчатый вал с шестерней привода масляного насоса, ведущей звездочкой распределительного вала и подшипником первичного вала коробки передач и вставить в гнезда средней крышки коренных подшипников два упорных полукольца. |
4. Допускаемый осевой люфт коленчатого вале 0,1–0,29 мм (при осевом люфте 0,35 мм и более – полукольца заменить новыми). |
5. Установить крышки коренных подшипников с нижними вкладышами в соответствии с метками и равномерно затянуть гайки шпилек коренных подшипников. Окончательную затяжку производить динамометрическим ключом в соответствии с рис. Последовательность затяжки болтов и гаек шпилек крепления крышек коренных подшипников. Момент затяжки 90–100 Н·м (9–10) кгс·м. |
6. Наложить на задний фланец блока цилиндров прокладку крышки манжеты. Надеть крышку с манжетой на оправку (рис. Установка крышки задней манжеты двигателей мод.331, 3317 и 3313 с помощью оправки) и, передвинув крышку с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепить ее болтами к блоку цилиндров. Центрирование крышки с манжетой по отношению к фланцу коленчатого вала производить по трем специальным выступам на крышке манжеты. |
7. Установить маховик на коленчатый вал. Перед заворачиванием болтов подложить под них три стопорные пластины (по одной под два болта). Завернуть болты и загнуть концы сто-порных пластин так, чтобы исключить возможность отворачивания болтов. Окончательную затяжку болтов производить динамометрическим ключом. Момент затяжки 70–80 Н·м (7–8 кгс·м) |
8. Вставить гильзы в расточки блока цилиндров и проверить величину выступания торца гильзы над плоскостью блока (рис. Проверка выступания торца гильзы цилиндров над плоскостью блока двигателей мод.331, 3317 и 3313). Величина выступания должна быть в пределах 0,01–0,08 мм. Проверку производить калибром, предварительны прижав гильзу к блоку с усилием 5–7 кгс. Перед установкой гильз следует особенно тщательно очистить от накипи и продуктов износа торцы гнезд под гильзы в блоке и посадочные торцы на самих гильзах. |
9. Окончательную установку гильзы производить после установки в нее поршня с кольцами и шатуном в сборе. |
10. После проверки выступания вынуть гильзы из блока и установить в них поршни с кольцами и шатунами в сборе. Перед установкой поршня с кольцами и шатунами в сборе в гильзу смазать маслом для двигателя поршневые кольца, юбку поршня и поршневой палец. Установку поршневых колец производить так, чтобы их замки располагались под углом 120° относительно друг друга (рис. Взаимное расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в гильзу). Перед установкой поршня с кольцами в гильзу сжать кольца специальной обжимкой. |
11. Перед окончательной установкой гильз смазать нитрокраской их посадочные поверхности. |
12. При установке гильзы в блок цилиндров особое внимание обратить на правильность расположения поршня и шатуна. Стрелка на днище поршня, выступ на стержне шатуна и паз на крышке шатуна должны быть обращены в сторону цепной передачи привода распределительного вала. |
13. Установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов, предварительно смазав их моторным маслом, и соединить шатуны с шейками коленчатого вала, установить крышки и равномерно затянуть гайки шатунных болтов. Окончательную затяжку производить динамометрическим ключом. Момент затяжки 55–65 Н·м (5,5–6,5 кгс·м). |
14. Проверить, легко ли вращается коленчатый вал в подшипниках, предварительно закрепив гильзы планками-держателями (см. рис. Закрепление гильз цилиндров двигателей мод.331, 3317 и 3313). |
15. Снять планки-держатели гильз со шпилек крепления головки цилиндров и установить на шпильки уплотнительную прокладку и головку цилиндров с впускной трубой, выпускным коллектором и топливным насосом в сборе. |
16. Поврежденную или сильно обжатую уплотнительную прокладку заменить новой. |
17. Прокладку головки блока с двух сторон смазать тонким слоем графитовой смазки. |
18. Затяжку гаек крепления головки блока цилиндров производить в последовательности, указанной на рис. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головки блока цилиндров к блоку двигателя мод. 331, 3317 и 3313. Окончательную затяжку производить динамометрическим ключом. Момент затяжки 90–100 Н·м (9–10 кгс·м). |
|
Перед установкой головки блока цилиндров в сборе необходимо произвести следующие действия:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Повернуть коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра находился в положении ВМТ. |
|
2. Распределительный вал должен быть повернут так, чтобы риска на его фланце совпала с серединой прилива на передней опоре распределительного вала. |
|
3. Отжать звездочку натяжного устройства и накинуть цепь на ведущую и ведомую звездочки привода распределительного вала; установить ведомую шестерню вместе с цепью на .распределительный вал так, чтобы ведущая ветвь цепи не провисала. |
Верхняя крышка распределительных звездочек устанавливается после закрепления нижней крышки, кроме того, плунжер натяжного устройства должен быть предварительно утоплен в крышке. Затяжку болтов крышки производить в последовательности, указанной на рисунке. |
4. Отпустить стопорный болт натяжного устройства на 0,5–0,75 оборота. |
5. Установить на носок коленчатого вала шкив и стопорную шайбу храповика и затянуть храповик динамометрическим ключом. Момент затяжки 80–90 Нм (8–9 кгс.м). Затем загнуть стопорную шайбу. |
 |
6. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке на 2–3 оборота с отпущенным стопорным болтом натяжного устройства для выбора всех зазоров в приводе распределительного вала, после чего завернуть стопорный болт (1) до упора. |
7. Установить привод распределителя зажигания на двигатель (см. подраздел 4.5). |
 |
8. Установить на место масляный картер с прокладкой. Если состояние прокладки масляного картера неудовлетворительное (прокладка сжата или повреждена), заменить ее новой. Затяжку винтов и гаек крепления масляного картера производить в последовательности, указанной на рисунке. |
9. Установить крышку головки цилиндров с прокладкой. Если состояние прокладки крышки головки цилиндров неудовлетворительное, следует заменить прокладку новой. |
10. При проведении ремонта двигателя автомобиля, имеющего пробег более 60000 км, рекомендуется менять поршневые кольца и шатунные вкладыши. |
11. При замене шпилек, выходящих в полость водяной рубашки, а также прокладки крышки водяной рубашки блока цилиндров устанавливать их на цинковые белила. |
|
|
|
|