3.1.9. Цепь и звездочки (двигатель М10)
Предупреждение
После установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия и снятия цепи вращение коленвала не допускается, в противном случае возможны серьезные поломки из-за соударения головок клапанов с днищами поршней.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия (см. подраздел 3.1.4). |
2. Снимите крышку головки цилиндров (см. подраздел 3.1.5). Убедитесь, что коромысла клапанов 1-го цилиндра свободно покачиваются. |
3. Снимите верхнюю крышку цепи привода распредвала (см. подраздел 3.1.8). Убедитесь в совмещении меток на фланце распредвала с приливом в верхней части головки цилиндров. Кроме того, отверстие под штифт звездочки распредвала должно находиться в самой нижней точке. |
4. Отпустите 4 болта крепления звездочки распредвала, удерживая центральный болт шкива успокоителя, не допуская проворачивание коленвала. На части автомобилей используются контровочные шайбы болтов звездочки, которые при сборке можно не устанавливать. В этом случае перед отворачиванием болтов отогните ушки шайб. |
5. Снимите нижнюю крышку цепи привода распредвала (см. подраздел 3.1.8). |
6. Выведите цепь из зацепления со звездочкой распредвала и снимите цепь, звездочку распредвала и коленвала (см. ниже). При необходимости слегка пристукните по звездочке, чтобы стронуть с места. |
Проверка состояния |
Звездочка |
7. Проверьте наличие на ведущей и ведомой звездочках крючковатости зубьев. При обнаружении износа и повреждений зубьев звездочки замените. |
8. Для снятия ведущей звездочки с носка коленвала необходимо снять сегментную шпонку и масляный насос (см. подраздел 3.1.15).
Предупреждение Звездочка напрессована на "горячую", поэтому понадобится съемник челюстного типа. Новую звездочку перед установкой надо нагреть до 80° С. Поэтому, согласно рекомендации изготовителя, если необходимо заменить звездочку коленвала, надо снять коленвал (см. подраздел 3.2.16) и сдать в автосервис для термической напрессовки звездочки.
|
Цепь |
9. Меняйте в комплекте со звездочками, как правило при каждом капремонте двигателя. Основные признаки износа цепи – повышенный шум при работе двигателя и образование дорожек на роликах. |
Натяжитель и успокоитель цепи |
 |
10. Проверьте наличие признаков износа или повреждений на натяжителе и успокоителе цепи (образование дорожек износа из-за соприкосновения с цепью). При обнаружении дефектов замените эти детали. Для замены достаньте стопорные разрезные шайбы. |
Предупреждение Для снятия натяжителя или успокоителя достаньте эти разрезные шайбы, приняв меры к тому, чтобы не потерять шайбы, так как возможно спружинивание шайб при освобождении и попадание их в двигатель.
|
11. Проверьте свободу перемещения шарика в натяжителе. Если стук при встряхивании отсутствует, то натяжитель замените. |
12. Продуйте натяжитель с закрытого торца и со стороны щели. Воздух не должен проходить через плунжер при продувке с закрытого торца и должен проходить свободно при продувке со стороны щели. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите натяжитель и успокоитель. |
2. Проверьте совмещение меток постановкой на место нижней крышки цепи и шкива коленвала. После проверки снимите эти детали. |
3. Оденьте цепь сначала на звездочку коленвала, а затем на звездочку распредвала, направив по успокоителю и направляющей натяжителя. Оденьте звездочку распредвала, проверьте совмещение меток. |
4. Далее сборка выполняется в обратном порядке. Затяните все крепления с заданным моментом. |
|