3.2.2. Разборка и сборка двигателя
3.2.2.1. Снятие и установка головки блока цилиндров
Головка блока цилиндров, распределительный вал и клапаны
1 – впускной клапан;
2 – выпускной клапан;
3 – головка блока;
4 – втулка направляющая;
5 – маслосъемный колпачок;
6 – шайба опорная пружин клапана;
7 – пружина клапана наружная;
8 – пружина клапана внутренняя;
9 – тарелка пружин клапана;
10 – сухарь;
|
11 – зубчатое колесо распределительного вала; 12 – болт крепления зубчатого колеса; 13 – сальник; 14 – шпонка; 15 – крышка подшипника; 16 – шайба; 17 – гайка крепления крышки подшипника; 18 – распределительный вал; 19 – гидротолкатель клапана |
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Двигатель снят с автомобиля
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отвернуть гайки и снять верхнюю крышку 2 привода распределительного вала (см. рис. Пятицилиндровый двигатель). |
2. Отвернуть двенадцать гаек крепления и снять крышку 11 головки блока, при этом прокладку не снимать. |
|
3. Установить поршень 1-го цилиндра в в.м.т. такта сжатия (оба клапана закрыты). Метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с выступом на корпусе масляного насоса, как показано на рисунке (или с меткой на крышке 3 – см. рис. Пятицилиндровый двигатель). |
 |
4. Метка на зубчатом колесе распределительного вала должна быть совмещена с верхней плоскостью прокладки крышки головки блока. Бегунок распределителя зажигания должен быть направлен в сторону контакта 1-го цилиндра. |
5. Ослабить болты крепления водяного насоса 22 (см. рис. Пятицилиндровый двигатель), повернуть насос к блоку цилиндров, чтобы ослабить натяжение ремня 1. |
6. Снять ремень 1 с зубчатого колеса 5 распределительного вала |
7. Отвернуть болт крепления зубчатого колеса 5 и снять колесо с распределительного вала. Вынуть шпонку 7. |
8. Отвернуть и снять стойку крепления крышки 2 к головке 6 блока. |
9. Вывернуть болт крепления задней крышки 4 к головке блока. |
10. Открутить болты крепления головки блока цилиндров, предварительно равномерно отпустив их в порядке, обратном показанному на рисунке Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. |
11. Отжать крышку 4, чтобы вывести из-под нее распределительный вал. Снять головку блока цилиндров. |
12. Снять прокладку 18 головки блока цилиндров (см. рис. Пятицилиндровый двигатель) |
13. Установить головку блока в обратном порядке. При этом заменить прокладку 18 головки блока. Новую прокладку уложить на блок цилиндров надписью "TOP" вверх, не используя герметик. Затянуть болты крепления головки блока в последовательности, показанной на рисунке Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров, в три этапа: 1-й этап – 40 Н·м (4,0 кгс·м); 2-й этап – 60 Н·м (6,0 кгс·м); 3-й этап – затянуть далее на пол-оборота (180°). Затянуть болт крепления зубчатого колеса 5 к распределительному валу моментом 80 Н·м (8,0 кгс·м). Отрегулировать натяжение ремня привода распределительного вала (см. подраздел 3.2.2.2). |
|
При необходимости, например для замены и притирки клапанов, очистки камер сгорания от нагара и т.д., головку блока можно снять, не снимая двигатель с автомобиля.
Двигатель на автомобиле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. |
2. Слить жидкость из системы охлаждения двигателя (см. пп. 1–3 подраздела 4.1). |
3. Снять облицовку радиатора и верхний кожух радиатора системы охлаждения (см. пп. 7 подраздела 4.6, пп. 1–2 подраздела 11.2). |
4. Снять воздушный фильтр (cм. пп. 1–6 подраздела 6.1.2). |
5. Снять ремень генератора (cм. пп. 2–5 подраздела 12.1.3.1). |
6. На автомобилях, оборудованных кондиционером, не отсоединяя шланги, снять компрессор и закрепить проволокой сбоку на кузове. |
7. На автомобилях с усилителем рулевого управления, не отсоединяя шланги, снять насос усилителя и закрепить проволокой сбоку на кузове. |
8. Отсоединить верхний шланг радиатора. |
9. Промаркировать все топливные и вакуумные шланги и отсоединить их от головки блока. |
10. Снять крышку распределителя зажигания с проводами высокого напряжения и держателем проводов. |
11. На моделях с вспрыском топлива ослабить затяжку хомута и отсоединить воздуховод 12 (см. рис. Основные элементы системы впрыска топлива) от корпуса дроссельной заслонки. Отсоединить провода от датчика положения дроссельной заслонки. |
12. Отсоединить трос акселератора и, если есть, механизм круиз-контроля. |
13. Отсоединить провод «массы» от головки блока. |
14. Отсоединить приемную трубу глушителя. |
15. Далее порядок снятия головки блока такой же, как на двигателе, снятом с автомобиля (см. пп. 1–12 подраздела 3.2.2). |
16. Установить головку блока в обратном порядке (см. пп. 13 подраздела 3.2.2). |
|